Весьма порой мешает мне заснуть
Волнующая, как ни поверни,
Открывшаяся мне внезапно суть
Какой-нибудь немыслимой херни.
Игорь Губерман[1]
К осознанию, что нам нужна система УПЗ, мы подошли в статье «Первое системное требование к управлению потоком задач» в настоящем разделе. К необходимости её создания – в статье «Изъян «Нет системы управления потоком задач».
Теперь возникает вопрос: что такое система управления потоком задач? В чём её суть? Что она из себя представляет?
Пока мы это не поймём, мы не сможем определить целевой результат такой целевой задачи[2], как «создать систему управления потоком задач». Ведь для правильного формулирования этой задачи, согласно нашим же требованиям, нам нужен её целевой результат[3].
В нашем случае нужно качественное описание желаемого конечного состояния объекта, который получается в результате воздействия на один или несколько других объектов.
Этим объектом у нас является система УПЗ. Поэтому нам нужно качественное описание желаемого конечного состояния системы УПЗ, которую нужно создать.
Вот давайте и сочиним его. Для начала обратимся к определению «системы»[4].
По моему мнению, система[5] – это иерархическое единство вокруг какой-либо общей абстрактной сущности, которая объединяет части в целое:
1. обеспечивающее воспроизводимое выполнение определённой шаблонной дискретной задачи - миссии системы,
2. построенное на определённых принципах,
3. отвечающее всем системным требованиям,
4. имеющее определённый набор связей с внешней средой,
5. и состоящее из необходимого и достаточного множества элементов:
5.1. субсистем
5.2. и Реестров процедур,
6. объединённых и встроенных в определённую логическую структуру внутренних взаимных связей
7. и сбалансированных таким образом, чтобы были воспроизводимы:
7.1. бизнес-процессы, выполняемые субсистемами,
7.2. и функции, выполняемые Реестрами процедур,
8. с применением необходимых инструментов,
9. выстроенных в определённую технологию.
Как я уже говорил ранее, в статье «Синтез ключевой разовой проблемы для ППИТ»[6], чтобы синтезировать систему, нам надо найти что-то общее, какой-то элемент, позволяющий объединить части в целое - в систему.
Там же я этот элемент и определил. Им стала такая абстрактная сущность, как «ЗАДАЧА». Именно она позволила нам объединить части в целое – в систему. Как раз с описания абстрактной сущности «задача» я начал настоящий блог, и подробно сделал это в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
В статье «Предназначение системы управления потоком задач» я обозначил, что главное функциональное назначение системы УПЗ – это успешное[7] выполнение шаблонной дискретной задачи – её миссии: «обеспечить наивысшую производительность интеллектуального труда».
Подробное описание миссии системы УПЗ и её целевого результата я осуществил в предыдущем разделе 5. «Задача повышения производительности интеллектуального труда (Задача ППИТ)». Именно её должна воспроизводимо выполнять система УПЗ.
Таким образом, я уже описал две составляющие сути системы УПЗ: абстрактную сущность «задача», задающую единство системы УПЗ и миссию системы УПЗ.
В итоге получил: единством – системой УПЗ является всё то, что оперирует «задачами», что позволяет управлять задачами: планировать их, выполнять, учитывать и контролировать и что продвигает нас к достижению целевого результата миссии системы УПЗ: «обеспечить наивысшую производительность интеллектуального труда». Так как интеллектуальный труд – это выполнение интеллектуальных задач[8].
Если придерживаться нашего определения системы, то далее, чтобы полностью описать суть системы УПЗ, нам необходимо обрисовать:
1. на каких принципах должна быть построена система УПЗ?
2. какие системные требования определяют свойства системы УПЗ?
3. какие связи с внешней средой имеет система УПЗ?
4. из какого необходимого и достаточного множества субсистем состоит система УПЗ?
5. из какого необходимого и достаточного множества реестров процедур состоит каждая субсистема и вся система УПЗ в целом?
6. в какую логическую структуру внутренних взаимных связей выстраиваются эти элементы (субсистемы и реестры процедур)?
7. какие бизнес-процессы выполняются субсистемами?
8. какие функции выполняются реестрами процедур?
9. какие инструменты применяются при выполнении функций?
10. какая технология нужна для управления потоком задач?
Следовательно, суть системы УПЗ определяется максимально полным описанием следующих её составляющих:
1. элемента, объединяющего части в целое (описан в разделе 2);
2. миссии системы УПЗ (описана в разделе 5);
3. принципов системы УПЗ;
4. системных требований к системе УПЗ;
5. связей с внешней средой;
6. субсистем системы УПЗ;
7. реестров процедур субсистем системы УПЗ;
8. логической структуры системы УПЗ;
9. бизнес-процессов субсистем;
10. функций реестров процедур;
11. инструментов системы УПЗ;
12. технологии управления задачами.
Заключим.
Система УПЗ образует единство за счёт такой абстрактной сущности, как «ЗАДАЧА». Это единство направлено на выполнение задачи повышения ПИТ, которая является миссией системы УПЗ. Поэтому системой УПЗ является всё то, что оперирует «задачами», что позволяет управлять задачами: планировать их, выполнять, учитывать и контролировать и что продвигает нас к достижению ЦРЗ повышения ПИТ. Дальнейшая суть системы УПЗ определяется описанием её принципов, системных требований, связей с внешней средой, субсистем и реестров процедур, логической структуры, бизнес-процессов и функций, инструментов и технологии.
Сказанное очерчивает границы системы УПЗ, определяет её целостность, иерархичность и порождает следующий вопрос: на каких принципах должна быть построена система УПЗ, чтобы обеспечивать воспроизводимое выполнение миссии: «обеспечить наивысшую производительность интеллектуального труда»?
Это предмет для исследования в следующей статье.
Полная версия статьи доступна в моей книге «ЗАДАЧИ ЧУДЕСНЫЕ, ИЛИ КОЗЫРНАЯ «ТУЗ» МОТАЕВА!»
С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр
Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".
[1] Игорь Миронович Губерман (род. 7 июля 1936) — русский поэт и прозаик, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям — «гарикам»
[2] О целевой задаче я рассказываю ниже в статье «Целевая задача (ЦЗ)» в настоящем разделе.
[3] См. статьи «Что такое задача?» и «Что такое целевой результат задачи?» в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
[4] Подробнее смотри выше в настоящем разделе в статье «Понятие сущности «СИСТЕМА» через призму управления потоком задач».
[5] Речь идёт исключительно об общественной системе, а не о биологической или технической.
[6] Смотри раздел 4. «Ключевая разовая проблема, мешающая повышению ПИТ».
[7] Ранее в разделе 5. «Задача повышения производительности интеллектуального труда (Задача ППИТ)» я описал, что задача будет считаться успешно выполняемой, если регулярно будет достигаться следующий целевой результат: «на конец каждого месяца «агрегированная ПИТ», обеспеченная системой УПЗ, воспроизводима, находится в пределах планов и нормативов». Там же описал механизм оценки степени достижения этого целевого результата.
[8] См. статью «Интеллектуальный труд» в разделе 3. «Предпосылки появления потребности в повышении производительности интеллектуального труда».