Что такое бизнес-процесс?

Дело гладко, так и глядеть сладко

Ранее, в статье "Процессные задачи", я упоминал про бизнес-процессы.  Сейчас предлагаю остановиться по подробнее на понятии "бизнес-процесса" в управлении потоком задач.

В управлении потоком задач бизнес-процесс - это задача - алгоритмизированная процессная задача первого уровня декомпозиции.

Вытекает это из того, что в управлении потоком задач все алгоритмизированные процессные задачи делятся на три уровня декомпозиции (вложенности):

  1. первый (самый верхний) уровень  вложенности и представляет собой процессную задачу, которую мы называем бизнес-процессом
  2. эта процессная задача (бизнес-процесс) декомпозируется на второй уровень вложенности на:
  3. в свою очередь типовые составы работ детализируются на третий уровень вложенности - на шаблонные эпизодические задачи

Таким образом, все алгоритмизированные процессные задачи это:

  1. либо бизнес-процесс
  2. либо типовой состав работ
  3. либо шаблонная периодическая задача
  4. либо шаблонная эпизодическая задача

Отсюда, бизнес-процесс - это алгоритмизированная процессная задача:

  1. повторяющаяся регулярно: периодически или эпизодически,
  2. ёмкая, декомпозированная на стандартизированные последовательности логически взаимосвязанных между собой, выстроенных в определённый алгоритм типовых составов работ, шаблонных периодических и/или эпизодических задач,
  3. выполняемых для гарантированного достижения предсказуемого целевого результата бизнес-процесса, в заданные сроки или длительности, в соответствии с понятной логической цепочкой чётко идентифицированных процессных задач.

По сути, бизнес-процесс - это "матрёшка", состоящая из трёх слоёв - кукл, в нашем случае, алгоритмизированных процессных задач:

  1. первая "кукла" - это сам бизнес-процесс
  2. вложенная в первую вторая "кукла" - это шаблонная периодическая задача и/или типовой состав работ
  3. вложенная во вторую третья "кукла" - это шаблонная эпизодическая задача.

Но все три слоя - это одна и та же сущность, в нашем случае - это алгоритмизированные процессные задачи, а в матрёшке - это куклы. Бизнес-процесс - это матрёшка, состоящая из кукл известного размера, цвета, рисунка и материала.

Бизнес-процесс отличается от стратегической задачи:

  1. тем, что он, как задача, выполняется НЕ разово, а регулярно. То есть он периодически или эпизодически повторяется при возникновении потребности внешнего или внутреннего потребителя в целевом результате, который получается при выполнении бизнес-процесса как задачи.
  2. наличием стандартизированной последовательности логически взаимосвязанных между собой более мелких задач. То есть бизнес-процесс - это состав строго определённых, полностью идентифицированных - процессных задач, выполнение которых необходимо и достаточно для достижения целевого результата бизнес-процесса как задачи более высокого порядка. Алгоритм выполнения бизнес-процесса как задачи известен всегда и полностью предсказуем.  Таким образом, состав  более мелких - процессных задач, определённых при декомпозиции бизнес-процесса, тоже известен.
  3. предсказуемостью целевого результата и гарантированностью его достижения в установленные сроки. То есть в том, что мы получим в результате выполнения бизнес-процесса как процессной задачи, не должно быть никакой неопределённости. Каждый раз, при каждой итерации выполнения одного и того же бизнес-процесса мы должны гарантированно выдавать один и тот же целевой результат. Он должен быть на 100% предсказуемым и достижимым в заданные сроки.

Итак, раз бизнес-процесс - это задача, значит на него распространяются все требования, задаваемые управлением потоком задач:

  1. он должен обладать обязательными атрибутами, которые имеет "ЗАДАЧА"
  2. он не должен быть "НЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ" задачей.
  3. он не должен быть "ПСЕВДОЗАДАЧЕЙ"
  4. и, однозначно,  он не может быть ДЕЙСТВИЕМ.

При формулировании бизнес-процесса надо безусловно руководствоваться указанными требованиями.

Любая стратегическая задача, которую мы начинаем выполнять регулярно - по стандартному алгоритму и для достижения одного и того же результата, становится процессной задачей, а, именно, бизнес-процессом по факту, не зависимо от того, называем мы его так или нет, формализуем или нет.

А когда стратегическая задача становится бизнес-процессом, сразу же возникает необходимость в обеспечении стабильности и ритмичности его исполнения, статистической управляемости и воспроизводимости. Для чего надо наладить ритмичное исполнение всех процессных задач, входящих в "матрёшку" бизнес-процесса.

А сейчас давайте рассмотрим, как целевые и процессные задачи взаимосвязаны между собой в общем потоке задач?

Комментарии

О блоге

Блог "Управление потоком задач" - это место, где описывается и обсуждается технология управления организацией, с применением которой можно значительно увеличить производительность НЕ физического - интеллектуального труда. Если коротко, то это блог о том, как делать больше работы имеющимися ресурсами в заданный промежуток времени.

©2018 Управление потоком задач. Все права защищены

Поиск