Что такое интеллектуальный труд? Производительность чего нужно повышать?

От слова до дела сто перегонов

Нам легче будет понять, что надо делать для повышения производительности интеллектуального труда, если мы будем понимать что такое труд вообще, и интеллектуальный труд, в частности.

Есть общее определение, где труд – это:

  1. целесообразная
  2. деятельность
  3. человека 

Целесообразность означает соответствие каким-либо целям. Цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего человека. Цель – это желаемый предвосхищаемый в сознании результат деятельности: то, что хочется осуществить; желательное состояние, которого необходимо достигнуть.  Результат – это последствие деятельности, выраженное качественно или количественно.

Деятельность – это активность, а, именно, ряд актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах, направленных на преобразование среды в соответствии с поставленной человеком целью.

Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами или путями, деятельность выступает как решение задачи. То есть деятельность – это решение задач.

Согласно одному из определений, задача - это мысленный образ движения, кое требуется совершить. Задача порождается проблемами (от греч. problema — преграда, трудность), то есть встречей потребности с сопротивлением, препятствием.

Проблема – это противоречивая - не осознанная ситуация, не имеющая однозначного решения, в случае которой алгоритм достижения конечного состояния системы (мысленный образ движения) НЕ известен.

Решение проблемы заключается в поиске алгоритма достижения конечного состояния - мысленного образа движения. Найденный алгоритм (мысленный образ движения) – это есть задача, т.е. ­ ситуация с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального (мысленный образ движения) известен.

Известный алгоритм (мысленный образ движения) – это задача, не известный – проблема. Не зря в греческом языке слово "проблема" имеет также значение - задача, а не только преграда, трудность.

Отсюда, задача – это осознанная проблемная ситуация с известным мысленным образом движения - алгоритмом достижения конечного состояния.

Таким образом, если отбросить промежуточные понятия (цель, результат, деятельность, задача и т.д.), то труд – это:

  1. решение человеком осознанных проблемных ситуаций, путём выполнения в соответствии с известным мысленным образом движения (алгоритмом) ряда действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах, направленных на преобразование среды (коротко: решение задач).
  2. в соответствии с предвосхищаемыми последствиями действий, выраженными качественно или количественно (кратко: в соответствии с целями)

А если обобщить, то труд – это решение задач в соответствии с целями.

Отсюда, нет целей и задач – нет труда, а также нет фактических результатов, если нет труда, хотя есть и цели и задачи.

Человек трудится лишь тогда, когда он решает задачи в соответствии с целями. Человек добивается результатов ТРУДОМ, имея цели и задачи.

Всякая ли активность человека есть труд?

Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще (т.е. нет проблем), не нужен труд, так как НЕ надо формулировать и решать задачи - искать алгоритмы достижения конечного состояния - мысленный образ движения. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу сопротивления (наличия проблем), возникает необходимость в активности, то есть в труде.

Любой труд связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма.

Система движений, направленных на предмет с целью его изменения, называется действием. Действие – это проявление какой-либо энергии, физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время.

Самыми простыми действиями являются предметные. Человек учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Пример этой метаморфозы: ребёнок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов. Палочки считаюся в уме. Объектом оперирования становится информация – образы и символы: слова и числа.

Овладение умственным трудом приводит к тому, что прежде, чем приступить к внешним действиям, направленным на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.

Формирование разнообразных умственных действий образует умственный труд на достигнутом человеком уровне опыта:

-        Внешняя активность направляется умственными действиями. Происходит реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

-        Внешняя активность контролируется внутренним планом действий. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий есть механизм, который позволяет сравнить реальный результат с желаемым и внести коррективы, направленные на достижение окончательной цели. Это аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

Данный процесс и представляет собой интеллектуальный (умственный) труд.

Рост объёма перерабатываемой информации (он удваивается в мире каждые 10-12 лет)  ведет к увеличению интенсивности и значимости интеллектуального труда, так как уплотняется информация, которую человек должен усвоить в единицу времени.

Не сегодня, умственный труд охватывает широкий диапазон различных по характеру и содержанию активностей. К их числу относятся: труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; труд руководителей и специалистов и т.д.

При этом по своему содержанию и характеру умственный труд делится на творческий и нетворческий. Творческий характеризует продуктивную активность, изменяющую существующую практику. Нетворческий – характеризует репродуктивную активность, воспроизводящую существующую практику.

А теперь, что такое производительность интеллектуального труда?

Комментарии

О блоге

Блог "Управление потоком задач" - это место, где описывается и обсуждается технология управления организацией, с применением которой можно значительно увеличить производительность НЕ физического - интеллектуального труда. Если коротко, то это блог о том, как делать больше работы имеющимися ресурсами в заданный промежуток времени.

©2017 Управление потоком задач. Все права защищены

Поиск