Маленький пень большой воз опрокидывает
Раннее я указал, что, только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.
Но что такое ключевая разовая проблема? Для чего нужно её искать?
Ответ: для того, чтобы её преодолеть (устранить, ликвидировать, нейтрализовать, обойти и т. д.) и тем самым преодолеть 70% других проблем – нежелательных следствий (НС)[1] порождаемых ей.
Ключевой разовой проблемой (далее – КРП), согласно Теории ограничения систем Голдратта[2], является одна единственная истинная причина (ИП)[3] или, что бывает чаще, обобщённая по какому-то единому объекту совокупность нескольких истинных причин (ИП), ответственная за 70 и более процентов нежелательных следствий (НС) в системе или организации.
То есть на конкретный момент времени всего одна единственная ключевая разовая проблема, вызывает (порождает) несколько - более 70% остальных проблем в системе или организации.
В любой организации все конкретные проблемы (в качестве КПО) не существуют сами по себе, отдельно друг от друга. Они все, так или иначе, связаны между собой внутренними причинно-следственными связями. Для выявления этих связей выполняются различные декомпозиции.
Эти декомпозиции выявляют логику взаимодействия конкретных проблем между собой – причинно-следственные связи между ними.
Одна проблема может быть причиной появления другой проблемы, а та в свою очередь третьей и четвёртой и т. д. Одни проблемы, порождённые другими проблемами, являются следствиями.
Декомпозиции схематично показывают все эти логические причинно-следственные цепочки.
При этом, в конкретной логической цепочке, полученной в результате отдельной декомпозиции, конкретная проблема может находиться в статусе:
- или нежелательного следствия (НС),
- или истинной причины (ИП)[4].
Приступить к устранению непосредственно нежелательного следствия (НС) нельзя в силу того, что оно представляет из себя проблему – симптом, который вызван чем-то другим, какой-то другой причиной. НС является лишь следствием чего-то другого – следствием какой-то истинной причины (ИП) или обобщённой по какому-то единому объекту совокупности нескольких истинных причин (ИП).
То есть, получается, что, чтобы устранить нежелательное следствие, надо по цепочке причин и следствий найти одну проблему – истинную причину или обобщённую по какому-то единому объекту совокупность нескольких истинных причин, вызвавших её.
То есть надо найти КРП – ключевую разовую проблему.
При этом это должна быть именно разовая проблема[5]. Потому что это та проблема, которая устраняется раз и навсегда созданием или изменением какой-либо системы (или её элементов) и которая ни в какой степени автоматически, сама по себе НЕ появится (НЕ воспроизведётся) вновь, если мы ослабим работу системы, созданной ранее для устранения этой проблемы, или она ослабнет сама, из-за того, что мы не приведём эту систему в соответствие с изменившимися условиями, наружными по отношению к ней.
Из сказанного, как вы сами понимаете, следует, что борьба с нежелательными следствиями (НС), то есть с симптомами, бесполезна. Она никак не влияет на решение проблем, так как часто – это борьба совсем не с тем, чем нужно. Надо искать истинные причины (ИП) их появления. А именно ключевую разовую проблему (КРП).
Выявление и преодоление одной ключевой разовой проблемы (КРП) не только устраняет все связанные с ней нежелательные следствия, но и предотвращает их повторное появление.
Поэтому важно проследить всю цепочку причин и следствий от нежелательных следствий до истинных причин их появления. Нужно по логическим связкам пройти путь от нежелательного следствия назад к истокам - к истинным причинам бед.
Резюмируем.
Ключевой разовой проблемой (далее – КРП), согласно Теории ограничения систем Голдратта, является одна единственная истинная причина (ИП) или, что бывает чаще, обобщённая по какому-то единому объекту совокупность нескольких истинных причин (ИП), ответственная за 70 и более процентов нежелательных следствий (НС) в системе или организации. Приступить к устранению непосредственно нежелательного следствия (НС) нельзя. Чтобы устранить нежелательное следствие надо по цепочке причин и следствий найти одну проблему – истинную причину или обобщённую по какому-то единому объекту совокупность нескольких истинных причин, вызвавших её. То есть надо найти КРП – ключевую разовую проблему. При этом это должна быть именно разовая проблема. Выявление и преодоление одной ключевой разовой проблемы (КРП) не только устраняет все связанные с ней нежелательные следствия, но и предотвращает их повторное появление.
Поиск ключевой разовой проблемы (КРП) лучше и легче вести с помощью методологии построения дерева текущей реальности (ДТР)[6] из Теории ограничения систем Голдратта (далее – ТОС) с применением такого инструмента как программный продукт Flying Logic Pro[7].
Указанная методология, позволяет логически докопаться до истинных причин и ключевой разовой проблемы (КРП).
Далее в блоге, кроме указанной методологии, я также опишу всю логическую причинно-следственную связь поиска ключевой разовой проблемы (КРП) низкой производительности интеллектуального труда. В рамках этого поиска продемонстрирую, как это делается с помощью дерева текущей реальности (ДТР).
Поэтом сейчас давайте рассмотрим само это дерево. Разберёмся, что из себя представляет Дерево текущей реальности (ДТР) по СВП: «Низкая ПИТ»?
Полная версия статьи доступна в моей книге «ЗАДАЧИ ЧУДЕСНЫЕ, ИЛИ КОЗЫРНАЯ «ТУЗ» МОТАЕВА!»
С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр
Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".
[1] О том, что такое «нежелательное следствие» читай в статье «Понятие «проблема» выше в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
[2] Читай статью «Теория ограничения систем Голдратта (ТОС)» ниже в разделе 8. «Применяемые в ТУЗ известные методики, методологии и теории».
[3] О том, что такое «истинная причина» читай в статье «Понятие «проблема» выше в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
[4] Об этом я говорил выше в статье «Понятие «проблема» в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
[5] О том, что такое «разовая проблема» я рассказывал выше в статье «Понятие «проблема» в разделе 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА».
[6] Читай статью «Методология построения дерева текущей реальности (ДТР) из ТОС» ниже в разделе 8. «Применяемые в ТУЗ известные методики, методологии и теории».
[7] О нём подробнее написано в статье «Программный продукт Flying Logic Pro®» ниже в разделе 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)».