Структуризация и дистилляция позволяет воспринимать и понимать сложные взаимосвязи между отдельными частями, при этом удерживая в поле зрения всю картину
(Из книги Эрика Эванса «Предметно-ориентированное проектирование (DDD). Структуризация сложных программных систем»)
Ранее, в статье «Задача (суть) блога» я описал главную задачу блога и его целевой результат. То есть указал то, чего я хочу добиться посредством этого блога.
Теперь дам общее представление о том, как эту задачу я решал в самом блоге. Для этого отвечу на вопрос: как части блога организованы в одно целое и как они расположены относительно друг друга и всего блога?
В блоге всего 10 разделов. Вот они:
- Раздел 1. «Введение в Управление Потоком Задач»
ЭТАП АНАЛИЗА:
- Раздел 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА»
- Раздел 3. «Предпосылки появления потребности в повышении производительности интеллектуального труда»
- Раздел 4. «Ключевая разовая проблема, мешающая повышению ПИТ»
ЭТАП СИНТЕЗА:
- Раздел 5. «Задача повышения производительности интеллектуального труда (Задача ППИТ)»
- Раздел 6. «Система управления потоком задач (Система УПЗ)»
- Раздел 7. «Технология управления задачами (ТУЗ)»
- подраздел 7.1. «Генерирование процессных задач»
- подраздел 7.2. «Генерирование целевых задач»
- подраздел 7.3. «Выполнение запоточенных задач»
- Раздел 8. «Применяемые в ТУЗ известные методики, методологии и теории»
- Раздел 9. «Диспут по менеджменту – по управлению потоком задач»
- Раздел 10. «Заключение по Управлению Потоком Задач»
Более подробная структура блога приведена в его «Оглавлении». Поэтому здесь не вижу смысла её повторять. Дам лишь общую логику построения блога.
Каждый раздел и подраздел начинается с вводной статьи и завершается заключением. В статье, вводной к разделу или подразделу, говорится о том, что вы должны узнать, прочитав его. А в заключительной статье к разделу или подразделу выводятся полученные результаты.
Раздел 1 нужен, чтобы дать обобщённый анализ содержания и структуры блога. Чтобы у читателя была возможность сразу же оценить, о чём блог.
Остальные разделы блога де-факто подразделяются на два этапа: анализ[1] и синтез[2].
По сути:
- Разделы 2-4 – это анализ проблем управления, который выводит нас на такую сущность как «ЗАДАЧА» и необходимость управления задачами. Что рождает потребность в создании системы УПЗ и разработке ТУЗ.
- а Разделы 5-9 – это синтез системы УПЗ и ТУЗ. Определение архитектуры системы УПЗ: системных требований, состава субсистем и их узлов – Реестров процедур. Описание облика ТУЗ, в том числе формулирование необходимых понятий.
С точки зрения очерёдности исследования, Раздел 2 «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА» логичнее было бы поместить после Раздела 4. «Ключевая разовая проблема, мешающая повышению ПИТ». То есть после того раздела, в котором мы выходим на такую сущность, как «ЗАДАЧА». Где определяем, что «ЗАДАЧА» – это то общее, что объединяет части в целое – в систему.
Но я поместил Раздел 2. «Главная сущность менеджмента – «ЗАДАЧА» в начало этапа анализа. Так, чтобы читатель как можно раньше, сразу вник в термин «ЗАДАЧА». В то, как я понимаю эту сущность. Чтобы читатель свыкся с этим пониманием и не «буксовал» при упоминании слова «задача».
Ведь всё повествование в блоге построено через призму задач. Причём в том смысле, который я ему придаю. Везде упоминается «задача», «задача» и ещё раз «задача».
Таким образом, с самого начала блога термин «задача» задаёт его контекст. Поэтому я и решил как можно раньше разъяснить и описать эту, на мой взгляд, главную сущность менеджмента.
Отсюда, получается, что мы сначала определяем понятие задачи (Раздел 2). Затем чуть откатываем назад и анализируем предпосылки появления потребности в повышении ПИТ (Раздел 3). Потом разбираем причины «низкой ПИТ» и находим ключевую разовую проблему (Раздел 4). Идентифицируем потребность в её преодолении. После чего переходим ко второму этапу - к синтезу системы УПЗ и ТУЗ.
Получается, что на первом этапе я логически доказываю существование самовоспроизводящейся проблемы «Низкая ПИТ». Делаю декомпозицию проблемы «Низкая ПИТ» в виде Дерева текущей реальности. Показываю, что она нам даёт наиболее упоминаемую сущность - «ЗАДАЧУ». При этом эта сущность является абстрактной, а не процессной. Разъясняю, что для синтезирования будущей системы эту сущность надо ставить во главу угла.
Демонстрирую, что самовоспроизводящая проблема «Низкая ПИТ» родила длящуюся потребность: «Необходимо максимально повышать ПИТ». Из указанной длящейся потребности формулирую шаблонную дискретную задачу: «Обеспечить наивысшую производительность интеллектуального труда». Объясняю, что эта задача является миссией, так как:
- она оперирует абстрактной сущностью, которой является сущность «ЗАДАЧА»;
- её целевой результат имеет самостоятельную ценность, т. е. не потребляется ни вышестоящей задачей, ни следующей задачей.
Далее, задавшись вопросом, почему ПИТ низкая, я прихожу к выводу: из-за наличия такой ключевой разовой проблемы, как «Поток задач, протекающий в организации, не управляем» (ПЗ не управляем). Показываю, как наличие этой уже разовой проблемы порождает разовую потребность «Необходимо наладить управление потоком задач таким образом, чтобы ПИТ была наивысшей».
Из этой потребности формулирую первое системное требование: «Система должна обеспечивать управление потоком задач таким образом, чтобы ПИТ была наивысшей». Поясняю, что это требование не удовлетворяется, потому что есть изъян: «Нет системы управления потоком задач, обеспечивающей наивысшую ПИТ».
Почему системы, а не субсистемы, или Реестра процедур? Потому что задача, которую должен выполнять необходимый элемент является миссией. А миссию может выполнять только система. И это система УПЗ. А её де-факто нет. В этом и изъян.
В завершении анализа я растолковываю, что устранить этот изъян можно, только если выполнить целевую стратегическую задачу: «Создать систему Управления Потоком Задач».
Параллельно на втором этапе я даю описание таких понятий, как «самовоспроизводящаяся проблема (СВП)», «длящаяся потребность (ДП)», «ключевая разовая проблема (КРП)», «шаблонная дискретная задача (ШДЗ)», «абстрактная сущность (АС)», «процессная сущность (ПС)», «разовая проблема», «разовая потребность», «системное требование (СТ)», «изъян», «целевая стратегическая задача (ЦСЗ)» и многих других.
По моей задумке, вы, прочитав Разделы 2-4 из этапа анализа, должны бы понять наличие жёсткой причинно-следственной связи между самовоспроизводящейся проблемой «Низкая ПИТ» и целевой стратегической задачей: «Создать систему Управления Потоком Задач». Уяснить наличие следующей последовательной логической цепочки:
СВП: «Низкая ПИТ» → ДП: «Нужда в повышении ПИТ в организации» → Сущность: «Задача» → ШДЗ: «Наивысшая ПИТ» → Система: «Система УПЗ» → КРП: «ПЗ не управляем» → СТ «Должна быть система УПЗ для ППИТ» → «Изъян: «Отсутствие системы УПЗ» → ЦСЗ: «Создать УПЗ».
Запомните эту логическую цепочку. По сути, она не только отражает структуру первого этапа блога. Она лежит в основе той части ТУЗ, которая относится к генерированию задач. Кто-то скажет: «слишком длинная цепочка». А я отвечу: «семь раз отмерь, один отрежь». На самом деле в ТУЗ так и будет. Увидите.
Прочитав первый этап блога, вы должны уяснить, что только создание системы УПЗ, приведёт к появлению предпосылки для устранения «Низкой ПИТ».
Таким образом, после осознания необходимости в создании системы УПЗ, я плавно подвожу читателя к синтезу системы УПЗ и ТУЗ.
На этапе синтеза я в блоге сначала описываю задачу, которую должна выполнять система УПЗ (Раздел 5). Потом очерчиваю архитектуру этой системы УПЗ (Раздел 6).
Но любая система должна работать по жёстко заданной технологии. Поэтому я далее описываю облик ТУЗ, которая предопределяет алгоритм управления задачами (Раздел 7). Здесь расписываю бизнес-процессы и функции выполняемые субсистемами и Реестрами процедур системы УПЗ. Рассказываю, как осуществляется генерирование процессных и целевых задач, а также выполнение запоточенных задач. Разъясняю все необходимые термины и тем самым формирую семантическое ядро (единый язык) управления задачами.
В ТУЗ я на разных этапах применяю элементы различных, уже известных методик, методологий и теорий. Поэтому далее я даю их краткое описание (Раздел 8).
А затем я затеваю диспут по менеджменту, где аргументирую, что внедрение УПЗ и применение ТУЗ устранит все затрагиваемые в блоге проблемы и откроет новые эволюционные возможности перед организациями (Раздел 9).
Стало быть, на втором этапе блога я синтезировал решение ключевой разовой проблемы, вычлененной мной на этапе анализа. Предложил архитектуру и функционал системы УПЗ. Расписал логику управления задачами.
По идее, прочитав Разделы 5-9 вы должны бы получить полное представление о системе Управления Потоком Задач, о составе, связях и логике её работы и о том, как технологично управлять задачами шаг за шагом. Так же вы должны удостовериться в том, что это именно то решение, которое позволит преодолеть все озвученные в блоге проблемы.
Раздел 10. «Заключение» обобщает проделанную работу, даёт мою оценку того, насколько мне удалось решить задачу блога. Ну и приводит различный справочный материал, используемый в блоге: историю рождения ТУЗ, автобиографию автора, библиографию, терминологию и много другое.
Таким образом, блог состоит из десяти разделов. Первый раздел вводит читателей в суть блога, десятый – заключает, получилось ли у меня эту суть передать. Оставшиеся разделы подразделяются на два этапа: анализ и синтез. Разделы 2-4 – это анализ проблем управления. А Разделы 5-9 – это синтез системы УПЗ и ТУЗ.
Прочитав настоящий блог, вы узнаете:
- В разделе 1: в чём главное содержание – главная мысль блог? Какова его структура?
- В разделе 2: что такое «задача» и как её идентифицировать? Какими атрибутами и отличиями обладает задача, являясь главной сущностью управления? Как её отделить от других сущностей?
- В разделе 3: почему потребность в повышении производительности интеллектуального труда является сверх актуальной на сегодняшний день?
- В разделе 4: почему повысить ПИТ можно, только с помощью УПЗ? почему отсутствие управления потоком задач – это ключевая проблема (причина) низкой производительности интеллектуального труда?
- В разделе 5: как должны звучать обязательные атрибуты и в первую очередь целевой результат задачи повышения производительности интеллектуального труда? Что она должна из себя представлять?
- В разделе 6: что нужно сделать, чтобы наш поток задач стал управляемым таким образом, чтобы ПИТ была наивысшей? Что для этого нужно создать?
- В разделе 7: как нужно управлять задачами? По каким алгоритмам?
- 8. В разделе 8: какие известные теории, методики, методологии и техники применяются в Технологии управления задачами? В чём их основная суть?
- В разделе 9: как внедрение УПЗ и применение ТУЗ устранит все затрагиваемые в блоге проблемы? Какие новые эволюционные возможности это откроет перед организациями?
- В разделе 10: насколько мне удалось решить задачу блога? Какой справочный материал и интересные факты были накоплены в процессе написания блога?
Теперь давайте обговорим, какие приёмы используются в блоге для облегчения понимания читателем?
Полная версия статьи доступна в моей книге «ЗАДАЧИ ЧУДЕСНЫЕ, ИЛИ КОЗЫРНАЯ «ТУЗ» МОТАЕВА!»
С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр
Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".
[1] - АНАЛИЗ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования, способ разобрать целое на функциональные части
[2] - СИНТЕЗ (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания, способ собрать целое из функциональных частей